Почитав один из форумов по заготовке дров, не смог удержаться от соблазна разместить выкладки одного негородского жителя. Ну а Вам уже решать: то-ли придерживаться его рекомендаций по заготовке дров, то-ли заказать дрова у нас.

И так.

 

Вязанка дров на один раз протопить печь - весит 8-10 кг. Ее можно связать и унести на спине. Зимой если теплее чем –2-5, можно топить один раз в день, если холоднее - надо топить дважды, а холоднее –20-25 - трижды. Это я привожу сведения свои - у меня домишко маленький, печка неплохая. У кого-то может будет уходить больше.

Какое расстояние обычный человек согласится пройти с этим грузом на спине, не очень удобным в переноске? Километр - вполне, два-три - уже с большим трудом. Пять километров – практический предел, дальше – никто ходить не будет. Будет лучше в холодной хате сидеть, завернувшись в шубу. Пять километров - это туда час, обратно полтора, да еще там эти дрова надо заготовить, они ж не готовые лежат, значит еще пила и топор за поясом. Не находишься. Хоть летом хоть зимой. Если есть тачка - можно за раз везти 30-50 кг дров. Это уже кое-что. Но практический предел расстояния - то же самый. С груженой тачкой по грунтовой дороге (или вообще без дороги) идти очень утомительно, и еще медленнее чем пешком с грузом за спиной. Тачкой можно возить дрова только летом, когда нет снега и грязи. Именно так я заготавливал дрова на первую зиму, когда еще не было лошадей - тачкой возил с ближней вырубки. До нее было всего 400-500 метров от моего дома. И то, поверьте, я с этой тачкой прилично намудохался пока заготовил. Когда устойчивый снег - можно сделать санки, но санками груз будет чуть меньше. Сегодня вот (только что гуляли с женой по лесу) - не снег а месиво, санками не пройти вообще, пешком сложно (это было начало февраля). Итак, когда нет конного транспорта - практический предел транспортировки дров - 2-5 км. Если конный транспорт есть - то расстояние существенно отодвигается. Однако - вовсе не до бесконечности.

Следующие два сезона (включая нынешний) я возил дрова лошадьми, и прекрасно представляю куда бы я еще ездил за дровами, а куда нет. Реально я ездил на расстояния около 2-3 км, вполне мог бы ездить и на 5 км, и даже на 7. Но 7-10 км - это уже то расстояние, на которое больше чем 1 раз за день не съездишь. Если дорога хорошая - то рысью - это час езды порожняком, полтора-два груженым. И после этого лошади будут уставшие (это мне сидеть, а им-то бежать). Если дорога плохая - то шагом - это два часа туда, два с половиной - три обратно. Конечно, телегой можно увезти за раз до полутонны дров, так что количество поездок будет не очень большим. Около десятка-полутора. А какое расстояние будет предельным? Я думаю, то, на которое можно обернуться за 1 день. Думаете, это больше 20 км? ан нет, фиг. 15-20 км - максимум. Лошадь может 10 км бежать рысью, но вот бежать рысью без отдыха 20 км и более - нет (я сейчас говорю про сельских лошадей с нелегенькой телегой за спиной, а не про арабских скакунов). Так что 20 км, со всеми отдыхами - это утром выехать, вечером приехать. Это если асфальтовая хорошая дорога. Если грунтовка - то и 15 км это очень много. Наверно, кто-то уже думает - "а какого это он тут несет околесицу про пешком, на лошадях... Да Камазом поехать, да пара мужиков с бензопилами, две поездки и дрова на зиму. А если вся Украина этим займется - Камазов много, бензопил тоже хватит - то лесов быстро не станет, о чем я и говорил". Так вот на это я отвечу - пока есть солярка для Камазов и бензин для бензопил - будет и газ. И никто этим заниматься не будет (вы же сейчас не занимаетесь?). А когда вас припечет ехать за дровами, потому что газа в трубах нет и не предвидится - вы вдруг обнаружите, что топлива на заправках тоже нет, и Камазы (трактора и т.д.) стоят бесполезными грудами железа. Сомневаетесь? А я вот не сомневаюсь. И останется то, что я описал выше - пешком или на лошадях. С учетом того, какое количество в селах лошадей - они физически смогут обеспечить топливом только своих хозяев, может еще ближайших соседей. Это очень маленький процент даже от сельского населения, тем более от общего. Так что реально остается только "пешком", а это – 2-5 км. Теперь посмотрите на карту, и прикиньте лесные массивы, на расстоянии 5 км от которых есть лишь сельские населенные пункты. Эти леса уцелеют. Это - большинство существенных лесов Украины. Теперь посмотрите на карту, и прикиньте населенные площади (в том числе крупные города), где на расстоянии 5 км никаких лесов нет. Население этих площадей будет вынуждено обходиться без топлива. Это - почти все городское население Украины и изрядная часть (больше половины) сельского. А вот КАК оно будет обходиться без топлива – это уже второй большой вопрос, который вне рамок данного материала. Интересующихся можно отправить к описаниям быта в блокадном Ленинграде, к примеру. К этому фрагменту добавлю, что я сейчас для привоза дров делаю около 10-15 ходок телегой на расстояние 1-3 км. Дрова где-то пополам сосновые и лиственные (акация, ольха, дуб, вяз). Распиливаю вручную, лучковой пилой по сырому дереву Stanley. Толстые поленья колю потом колуном. Время заготовки – не позже июня, чтобы за остаток лета дрова успели высохнуть. Об источниках. См. еще один фрагмент из форума. А как насчет восстановления вырубленных на дрова лесов?

Кстати, о восстановлении и рациональном пользовании лесов, добавлю пару слов.

1) когда растет лес на деловую древесину, обычно сосновый - во время его роста надо делать дважды или трижды т.н. санитарные рубки - прореживать его, чтобы не был слишком густой. Вырезаются, естественно, более слабые деревья, также кривые (деловая древесина должна быть ровной). Эти санитарные рубки - отличный источник дров. Правда, эти дрова принадлежат лесникам, так как санитарные рубки только лесники могут делать.. но продаются она совсем недорого, и основная масса народа в селе именно из этого источника дровами и запасается. К слову, если санитарные рубки не делать, то в загущенных участках будет полно бурелома – отставшие в развитии сосны засыхают, подгнивают у основания, и ветер их валит. В первый год они еще представляют интерес как дрова (но не как материал! погибшее дерево быстро заражается жучком), на второй год и дальше оно уже становится слишком трухлявым чтобы имело смысл с ним возиться (если в дровах нет острой нужды и конкуренции, а если есть – то и старый бурелом на дрова годится, только его больше надо). В моем лесу есть немало участков, где бурелома – валом.

2) в лиственных лесах очень распространенное дело - наличие подлеска, такого как орешник (в осиновом лесу) или вяз (в дубовом и ольховом лесу). Эта гадость растет сама собой, ценности никакой не представляет в плане деловой древесины, зато является отличными дровами, особенно вяз. Все это можно пилить, когда оно достигает толщины руки (как раз удобно для дров, и колоть не надо). Отрастает заново оно потом от пеньков само собой, причем очень быстро.

3) ольховый и акациевый лес хороши тем, что их после вырубок не надо пересаживать - они отрастают корневой порослью. В первые годы после вырубки ольхового леса от каждого пня тянется вверх целый куст. Через 5-8 лет в этом кусте формируется штук 5 отчетливых лидеров, остальные отмирают. А в течение следующих пары десятков лет от этого "куста" лидеров можно срезать один за другим побеги (уже довольно толстые), которые явно тоже останут в росте, чтобы в конце остался один главный лидер, который и даст новое дерево. Этакая получается замена санитарных рубок.

К этому фрагменту добавлю вот что. Несмотря на перечисленные пункты, в прошедшие годы мой основной источник дров был – подбор мусора после вырубок. В лесу каждый год разрабатывается один-два-три участка по полгектара-гектару, где вырубается все под ноль, и засаживается молодой лес. Сразу после вырубки там валяется огромное количество толстых веток, обрезков бревен, и т.д. – все что не является форматными дровами (прямые куски по 2 м), лесники оставляют, оно потом сжигается при очистке участка перед посадкой. Мне остается только приехать лошадьми и пособирать на воз эти готовые дрова. Трудоемкость заготовки близка к нулевой. Также в прошлом году некоторое количество дров брал из бурелома – заготавливать свежий бурелом (нетолстые сосны) легко и приятно.